"Ну ты даешь, ну ты даешь”: Как путешественник на коляске покорил автостопом Украину и Беларусь

Кропивницкий посетил основатель общественной организации Доступно.UA Дмитрий Щебетюк. Он вместе с командой проверил, насколько город удобен для маломобильных групп людей и провел с кропивничанами мотивационную встречу
 

"Ну ты даешь, ну ты даешь”: Как путешест…

Depo.Кропивницкий узнал, как раскрываются люди и города во время автостопа по маршруту "Украина-Беларусь" и как при этом стать "укротителем лени".

Доступно.RU в Кропивницком

Дмитрий вместе со своей командой исследует города Украины на доступное пространство. Проект воплощают при поддержке Посольства Великобритании. Команда Доступно.UA проверила около 30 локаций на безбарьерность для маломобильных групп людей. И их приятно удивило количество и качество отсутствия понижений на улицах Кропивницкого, а также низкопольный транспорт. Дмитрий также добавил, что впечатление об областном центре в плане доступности изменились только в лучшую сторону.

"Кропивницкий – третий город по проекту, были еще Ровно и Луцк. И Кропивницкий реально понравился — это, как закрытый клад в центре Украины. Здесь куча работы, но из тройки это лучший", – рассказал он. А вот бордюры и лестницы-платформы на центральной площади координатору инициативы не понравились, потому что это "не укладывается в голове".

Дмитрий Щебетюк проводил проверку в киевском метро в проекте "Телевидение Торонто", откуда его и знает Интернет-аудитория.

"Каждый должен понимать что эта доступность, просторы, лифты нужны не только людям, которые передвигаются на колясках. В своей деятельности мы не акцентируем внимание только на людях на колясках, потому что в относительном количестве их не так много", – говорит Дмитрий.

В его команде объясняют, что маломобильные группы – это и родители с детскими колясками, и травмированные люди, поэтому и стараются сделать города более удобными и без скандалов объясняют владельцам заведений или зданий, над чем надо поработать. Потом раздают наклейку "Доступно.RU. Рекомендует", – она означает, что здание является удобным и комфортным.

А такие встречи Дмитрий Щебетюк проводит, чтобы на собственном примере мотивировать людей к активной жизни – и не важно при этом, как они передвигаются.

Дмитрий воплотил свою идею об автостопе по Украине два года назад, а Беларусь к маршруту добавил уже во время самого путешествия. Каждую историю про автостоп Украиной-Беларусью можно рассказывать полтора-два часа, поэтому он старался максимально их сократить.

"Если не примут сегодня, то завтра опять пойду"

Тем летом Дмитрий надумал ехать с подругой автостопом в Каменец-Подольский, откуда он родом. Но так получилось, что пришлось ехать самому.

"Здесь мысль как-то выстрелила, что надо ехать в Каменец, потому что я обожаю приключения", – говорит он. Правда, на вокзал было лень ехать, поэтому решил поехать автостопом. Но сомнения, конечно, были. "Думал, если не примут в авто, простой шесть часов, и на следующий день вновь пойду", – говорит он о том, что так легко сдаваться – это не про него.

Маме Дмитрий сказал, что приедет на "Интерсити", чтобы не переживала. Но сам уже спланировал свое путешествие несколько иначе. Чтобы попасть в Каменец-Подольский автостопом, надо было сначала из Киева добраться до Житомира, а потом ехать в сторону Хмельницкого. Перед выездом Дмитрий даже не мог нормально уснуть. Когда вышел на маршрут, не успел даже на телефон взглянуть, как остановилась первая машина. Потому и легко добрался до Житомира, погулял по местному парку. В путешествиях, особенно, если едешь в одиночестве, совсем не сложно заводить знакомства.

"Сам я глубоко застенчив, хотя на первый взгляд это и не заметно, поэтому делаю все для того, чтобы люди сами со мной познакомились, – говорит он. – Поэтому в своих путешествиях научился различать твой человек или нет. Кого-то видишь впервые и можно обсудить множество тем, а где-то эта легкость исчезает.

Но судя по рассказу, "тяжелые" люди просто не берут тех, кто ездит автостопом.

"Показывают "круто" и не останавливаются"

По дороге из Житомира Дмитрия забрал любознательный водитель на "Газели" с высоким входом. Мужчина едва-едва подхватил своего пассажира и он уже оказался в салоне, хотя раньше не знал, что так может.

"Знаешь, чего я остановился? Две причины: смотрю – ты на коляске, а у меня есть место, потому что тебя, видимо, никто не возьмет. А вторая – никогда не видел, чтобы человек на коляске автостопом ехала", – не без улыбки вспомнил Дмитрий слова своего попутчика.

Когда едешь автостопом, то надо быть готовым, что долгое время не остановится ни одна машина. Но такое повторяется нечасто и быстро забывается. "Мгновение назад ты был измученный, отчаявшийся во всем и здесь тебя такие замечательные люди везут, и в хорошем авто", – рассказывает Дмитрий. В таком авто под истории о КВН с Сергеем Притулой Дмитрий добрался до Хмельницкого, где ранее знал только рынок и вокзал. Правда, в этот раз решил расспросить местных девушек, что в городе есть интересного, а те почему-то "подвисли" и не смогли рассказать о местных достопримечательностях. До Каменца оставалось 110 км.

В путешествии Дмитрия часто уговаривали пересесть на автобус. Две женщины на "Жигулях" убеждали, чтобы ехал на автостанцию, потому что никто не остановится, но он этого делать не собирался. "И вот они отъехали пять метров и ждут, пока я перейду дорогу, а я стою и жду, пока они уедут и я пойду дальше вперед. Прошел дальше вверх, все "сигналят", показывают "класс", "молодец", "круто" – и никто не останавливается", – смеется он.

Дмитрий долго пробыл на трассе из Хмельницкого. Еще и маму пришлось успокаивать вечером – по "легенде" он путешествует не сам, а на фото всегда сам, чтобы мотивировать других ехать автостопом. Но силы на "легенды" как раз исчерпались, поэтому сказал все, как есть. И вот, пройдя семь или восемь километров, оставался один километр до кольца, в котором сходились дороги в Хмельницкий из Тернополя, Винницы, Киева и Каменец-Подольского. И тут со стороны Киева проехал внедорожник, въехал на этот круг, развернулся против движения, нарушая правила. "Ну, разные люди на внедорожниках", проскочила мысль. И становится этот внедорожник на повороте, оттуда смотрит "бандитская рожа" и выходит из авто", – Рассказывает Шебетюк.

Как оказалось, никакого "бандитского" водитель намерения не имел. Наоборот. ТЭто был молодой дед и они с семьей ехали из Киева в Каменец. Рядом сидела жена, сзади дочка с двумя детьми и племянница. "А багажник уже забит полностью. Ощущение, что четыре часа потратил – зато немного неудобно, что едешь в комфорте, а позади теснятся пять человек", – вспомнил Дмитрий.

Недоступное пространство угнетает

Эта семья и довезла Дмитрия до самого Каменца – просто домой, к сестре бабушке. Она живет на втором этаже и, когда есть поручни, то можно подниматься самому. Но до первого этажа есть две ступеньки без поручней и потом еще пять ступенек без перил. "И для меня это – все, потому что нужно посторонняя помощь. На тот момент не было такого ощущения, что я чего-то не могу. Мне 27 лет и надо к кому-то обращаться и возвращаться к десяти вечера домой, потому что соседи уже ложатся спать. Это как раз было открытие этой зависимости, когда недоступное пространство и ты из-за него страдаешь. На будущее я бы решил этот вопрос, но в целом это удручает", – констатирует Щебетюк.

За пять дней в Каменце-Подольском, кроме обследования крепостей и исторических памятников, можно получить много энергии на природе. "Я просыпался на рассвете, шел гулять, брал столько энергии после киевского бетона. Каменец хоть местами заброшенный, но очень много зелени. Кто не был там, многое потерял", – говорит Дмитрий.

А когда в город приехала его подруга Кристина, за день они проходили километров 30. Еще и успели покататься на "чертовом колесе" – правда, не без приключений. Это колесо перед каньоном, и вечером можно наблюдать очень красивый вид. После урагана постоянно выключалось электричество, но друзей это не остановило. Они решили, пока есть свет, все же покататься. И тут Дмитрий говорит "вот если бы погас свет и мы могли дольше полюбоваться видом на горе". После лишнего круга свет все же исчез. "Когда озвучиваешь свои желания, они таким нереальным образом сбываются", – говорит он.

Потом они с Кристиной поехали в Черновцы. Наделали фото на мосту Стремительная Лань. Там же и стопили, но никто не останавливал. "Вдвоем – это разные по формату путешествия. Это немного легче, потому что можно отвлечься и поговорить", – объясняет он. По дороге побывали в Хотинской крепости, а подвез туда родственник, которого за рулем Дмитрий не сразу узнал. Еще в дороге познакомились с чемпионом мира по дзюдо Ильей, с ним же нашлось много общих тем. Так бывает в дороге, что "говоришь и отдаешь, а потом чувствуешь себя выжатым лимоном. А здесь наоборот – обогащаешься". Этот водитель и отвез Дмитрия с Кристиной в Черновцы.

Два города из собственного антирейтинга автостопа

После двух дней в Черновцах на маршруте был Тернополь, куда Дмитрий поехал уже сам. Но дорога выдалась очень тяжелой: по 10-15 км подвозили и по 1,5 часа он ловил машины. Никто не забирал – мол, нет места. Он уже хотел руками показывать, что коляска складывается. "Местами это напоминало голливудский фильм – палящее солнце высоко, а на безлюдной трассе дымится асфальт. Минут на пять хватало радости, что ты словно в кино", – говорит Дмитрий.

Он называет Хмельницкий и Черновцы худшими городами для "стопа". Но были и светлые пятна: как-то водитель на BMW X5 подвез до Залещиков, еще угостил мороженым и колой. В направлении Тернополя запомнились двое ребят, которые не верили, что человек путешествует автостопом для собственного удовольствия, а не из-за безденежья. Решили немного помочь деньгами, а Дмитрий уже не хотел спорить. Уже подумал, что это за рамки принципов автостопа не выходит — так надо же ездить бесплатно и, если будет автобус, то поедет все же на нем за эти деньги. Но здесь остановились двое других попутчиков на "Шкода Фабия" – видели парня три часа назад, пока он стопил еще в Черновцах, возвращались и решили взять. Так, хоть и опозданием добрался до Тернополя, и там же нашлась знакомая, которая приютила.

В Тернополе можно погулять возле озера, что Дмитрий и сделал. А дальше была Волынь, Шацкие озера. Наперед скажем, что там он наделал кучу фото, потому что маме говорил, что остается на озерах на неделю и приедет поездом до Чернигова. Поэтому до конца своей поездки отправлял фото из разных уголков той местности.

Как зарождается "соревновательный" эффект

Благодаря подруге, в Луцке было у кого остановиться. Посты о путешествии публиковались на "Доступно" и товарищ из Беларуси заявил, что перебьет идею Дмитрия и поедет стопом по Беларуси. И после этих слов зародился "соревновательный эффект" поехать первым автостопом Беларусью.

До Луцка подвозила супружеская пара. А тут Дмитрий вспомнил вслух, что "было бы хорошо, если бы кто-то ехал из Тернополя посмотреть Дубенский замок, а потом им бы надо было бы в Луцк". И парню и девушке тоже стало интересно увидеть вместе с Дмитрием, что это за замок в Дубно. "Но это, опять-таки, про озвучивание своих желаний и осуществление мечтаний", – подчеркивает он.

В Луцке Щебетюк был две ночи, но мысль о Беларуси после выезда из Черновцов усиливалась. Наконец все же надумал направиться в соседнюю страну. "На выезде из Луцка было такое мощное ощущение, что точно машина остановится. Но тот "Фольц" не останавливается, что я думал. Он должен был! Как так?", – был шокирован тем, что подвело собственное чутье. Но потом оказалось, что интуиция все же выполняет свою функцию: водитель все-таки вернулся за Дмитрием и завез на Шацкие озера до санатория "Лесная песня", где можно было бы заночевать.

Место для ночлега нашлось, правда, впервые в жизни пришлось стучать в дверь к незнакомому человеку, чтобы дал приют. У того мужчины была раскладушка в комнате, а у Дмитрия — спич об автостопе, но подробные объяснения не понадобились. С собой было только около тысячи гривен, но в столовой санатория накормили двойными порциями ужина и завтрака. "Вы с дороги, вам тяжело. С вас ничего", – сказали работницы на кухне. Бонусом к впечатлений была поездка на озеро Свитязь с прекрасной природой.

А в "плане" путешествия уже была соседняя с этим с регионом Беларусь. Ближе к границе подвез мужчина на "Мерседес Спринтер", но между украинскими и белорусским КПП было четыре км расстояния. В полдень стало жарко и хотелось есть. В рюкзаке нашлись спасительные леденцы. Эти сладости не дали потерять сознание.

Рай в телевизоре и "провороненый" безвиз

Уже на белорусском пункте пропуска пограничник с позитивом воспринял историю, что Дмитрий автостопом ехал по Украине, поэтому тот решил сказать, что так же и в Беларусь поедет. Пограничник позвал старшего по званию. Тот удивился, глядя на коляску: "Как это – автостопом?" Потом раз десять переживал свой "шок" вслух, кивая головой и просматривая паспорт: "Интересно-интересно". С того пункта Дмитрия провожали всей таможней.

Он отъехал уже до шлагбаума, и тогда пограничники решили помочь добраться до Бреста: останавливали каждую машину и спрашивали, не едет ли водитель в ту сторону. Уже в Бресте он без белорусской сим-карты оказался на месте человека, который среди улицы "стреляет" позвонить. Одна девушка дала телефон, и Дмитрий позвонил местной подруге. Хотел погулять по центру, посмотреть брестскую крепость и утром выехать в Минск. Но туда пришлось ехать на день позже, потому что Дмитрий чувствовал себя очень истощенно, получил тепловой удар и имел высокую температуру.

В Бресте, по словам путешественника, классная инфраструктура – низкопольный транспорт, качественные понижение. Был очень этим удивлен, потому что думал, что Беларусь – "совок", и там еще хуже, чем в Украине. А там оказалось в этом плане гораздо лучше. Единственное, что с заведениями, со зданиями такая же история.

Еще в Беларуси привык, что все очень быстро останавливаются. Пока ехал с водителем на Кобринь, тот поделился о ситуации в стране: "Вот по ТВ рассказывают новости "загнивающий запад и штаты". А вот Беларусь – все просто замечательно, потому что производство увеличилось, урожаи растут и так далее. Смотрю телик и думаю – хочу жить в этой стране".

Дмитрий констатирует, что белорусы – очень искренние и добрые, но их свобода страх, как подавлена. Даже у этого мужчины когда-то "отжали" бизнес и жаловаться было некуда.

Про сам Минск Дмитрий рассказал лишь то, что там с погодой не повезло. А потом должен был ехать в Лиду, к товарищу. До возвращения оставалось два дня. Как посмотрел на карту, стало так обидно, что лишь 90 км до Вильнюса, но не было биометрического паспорта, чтобы туда поехать, "забить" бы на те встречи и покататься пару недель по Европе. Как вернулся в Украину, то сразу сделал биометрический паспорт.

Уже по дороге из Минска мелькнула мысль, что Беларусь – это "даже неприкольно, потому что все тебе останавливаются". И здесь, перед Бобруйском, мир услышал это недовольство – стоять пришлось несколько часов, и ни одна машина не остановилась. Есть снова было нечего: доллары не менял, но и белорусские рубли потратить не мог – не было где. Дмитрий "переключился" в наушники – услышал новые звуки в старой песне, "завис". А тем временем, водитель уже перестал сигналить, вышел из машины и стучал по плечу.

"Мороз" на границе

Так Щебетюк подъехал к выезду из Бреста, потом к Гомелю. Утром надо быть в Чернигове, но после ужина из маркета 12 белорусских рублей на такси по городу никак не хватало. Обычно в городе не принято ехать автостопом, но тут пришлось. Затем Дмитрия подвезли до трассы Е-95, которая ведет прямо в Украину. И хотя ни одна фура не останавливалась, но радовало, что "свои близко, потому что много украинских номеров".

Время шло, было уже около полуночи, и здесь на стареньком "Мерсе" остановился парень и подвез до перекрестка, с которого дорога четко ведет только в Украину. "А ты автостопом типа едешь на коляске? Ну ты даешь, ну ты даешь", - непрерывно повторял все 20 минут поездки. А Дмитрий ехал и думал о том, как легко человека сделать таким радостным и счастливым. Потом собирался ночевать на скамейке, но остановился водитель. Возникла проблема с пропихиванием коляски в узкие двери, но все обошлось, коляска осталась целой после поездки.

По словам Дмитрия, на белорусском пункте пропуска пограничники очень вежливые — вас проводят, встретят, расскажут, пожелав счастливой дороги. Не говоря уже о необходимых пандусах и указателях для водителей и пешеходов. А вот на украинской территории ничего не было понятно. Вроде бы в ту сторону, а вроде — и нет. То один пограничник "отморозился", то другой. Еще и повсюду бордюры, которые трудно преодолевать на коляске. Одним словом, внутреннее ощущение встречи в Украине в Беларуси совсем другое. Но все это не омрачало то, что вернулся, наконец, в Украину. Из Чернигова приехали и забрали. Так завершился его автостоп по маршруту "Украина-Беларусь".

О трансформации в дороге

Дмитрий Щебетюк также рассказал о том, откуда берет силы на такие поездки. Говорит, хорошо изучил свою лень, надо как-то подстегивать, чтобы не сидеть на месте, победить самого себя. Придумывать такое себе внутршнє "слабо-не слабо" и оно действует. Вдохновляет его море и общения, а еще улыбки окружающих, потому что умеет дарить тепло сам.

О странствующих траснформациях, говорит, что кардинально в нем ничего не изменилось. Кроме того, что в путешествиях нарабатывается умение открывать для себя незнакомых людей. Путешествия – это возможность напомнить себе, что мир супердобрий и суперский. Автостоп это подтверждают – если ты разочаровался в жизни, поезжай стопом и поймешь, что все иначе.

Фото: "Інстраграм" Дмитрия Щебетюка

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Кропивницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme