"Умножение на нуль" вместо объединения: Какой будет предвыборная "математика" в Кропивницком

Над местным политикумом Кропивницкого и области остается угроза полной "перезагрузки", и время проведения местных выборов вряд ли существенно изменит картину

"Умножение на нуль" вместо объединения:…

На Кропивнитчине после выборов "за бортом" ВР остались такие, "звезды", как Станислав Березкин, Александр Горбунов, Константин Ярынич, и это, несмотря на опыт работы в политике и бизнесе. А на многомандатном округе партия "Слуга народа" оставила позади вообще всех конкурентов.

И это еще не полный список, всех, кого подвинули "новые лица". В Раду не прошел вместе со своей партией еще один известный земляк – поющий ректор Михаил Поплавский. На Кропивнитчине результаты "аграрников" не достали и десятого места. Не помог даже "Винник-тур", собравший в Кропивницком примерно два стадиона людей.

На кропивницком округе именитых нардепов, один из которых за счет семьи открыл мурал, а другой провел государственный художественный фестиваль, почти на всех участках победил "зеленый кандидат" Александр Дануца со значительно меньшим финансовым ресурсом. Похожая ситуация была и на александрийском округе. Здесь отстали от никому неизвестного Олега Воронько и кандидаты, имеющие определенный админресурс, и те, кто при другой "погоде" имел бы все шансы пройти в Раду. Это мэр Степан Цапюк, который некогда уже был депутатом ВР, и первый заместитель председателя ОГА, в частности и бывшего, Сергей Коваленко. А вот владелец крупного аграрного холдинга, член бывшего БПП Анатолий Кузьменко оценил ситуацию и даже не баллотировался на округе. В "непроходную" компанию попал и эксцентричный президент ФК "Ингулец" и владелец агрофирмы Александр Поворознюк. На сотом округе с центром в Бобринце не смог пройти в Раду депутат нескольких созывов и известный в Украине бизнесмен Станислав Березкин. Лишь на одном из пяти мажоритарных округов области победил кандидат не от "Слуги народа" нардеп предыдущего созыва Олесь Довгий. На многомандатном округе партия "Слуга народа" оставила позади вообще всех конкурентов.

В Кропивницком после выборов наблюдается своеобразное затишье – президент снял "старого" главу области Сергея Кузьменко, нового пока не назначил. В городском совете Кропивницкого летом распалась фракция "Оппоблока", а в бывшей фракции "БПП", а ныне – "Европейской солидарности", осталось всего несколько депутатов. Остальные пытаются попасть в любые альянсы перед предстоящими выборами. Поэтому фактически в горсовете все рычаги влияния взял на себя экс-председатель фракции "БПП" Игорь Волков, который ныне поддерживает "Слугу народа" и руководил штабом во время парламентских выборов.

Вполне очевидным считает полное изменение картины после местных выборов кандидат социологических наук, консультант по PR, социологии и политической аналитике Эдуард Клюенко. Он рассказал Depo.Кропивницкий о политических настроениях в городе и области и о том, как будущие претенденты на работу в городском совете могут помочь ситуации.

Можете объяснить такой взлет "Слуги" на наших округах и чего после этого ожидать от избирателей и политиков на местном уровне?

Местный политикум ожидает то же самое, что и политикум в центре, в Киеве. Как можно говорить, что будет что-то другое, когда имеем результаты президентских и парламентских выборов? Условно говоря, политическая сила "Слуга народа", по сути, может "обнулить" всех. Такой взлет "Слуги народа" – наиболее проблематичная вещь для местных политиков. То есть если говорить про нынешний тренд, то он в общественном мнении сейчас на полную перезагрузку политикума.

Оказывается, что людям, которые более 25 лет принадлежали к политическому классу, им, по сути, показали "желтую карточку", или даже "красную". Очевидно, не один Петр Порошенко ответственен за это – это приговор всему политическому классу. Политический класс хотел свалить все на одного и остаться при власти, но сейчас уже так не бывает. Настал тот момент, когда политикуму не удалось "перебросить" все проблемы на персональную ответственность президента.

Кандидаты-мажоритарщики от партии "Слуга народа" победили в четырех округах области фактически без публичного представления и народного обсуждения предвыборных программ. Они просто воспользовались политической конъюнктурой, как говорится, дождались своей волны и зашли. Мы же говорим не о кандидатах из списка "Слуги народа", для которых отчетность перед избирателями не является персональной, – там как раз действует партийная, коллективная ответственность. А вот мажоритарщики от конкретного округа несут персональную ответственность перед избирателями и должны работать с избирателями через приемную, воплощая в жизнь свою программу в округе.

Интересно, но избиратели вроде бы совершенно не обратили внимание на это обстоятельство. Они не смотрели даже на фамилию кандидата, не говоря уже о программе. Главное, чтобы это был кандидат от партии "СН", что для людей и символизирует "перезагрузку". Символизирует, что на этом месте будет не кто-то "старый" из политикума – то есть, мол, пусть там будет уже кто-либо, главное, чтобы не из "традиционной политической гвардии". Исходя из такой картины на центральном уровне, наш местный политикум должен спать очень неспокойно в связи с тем, что он может быть полностью "умножен на нуль".

Как думаете? Они уже определились, что делать дальше?

– Местные элиты перед такой угрозой должны научиться договариваться между собой. То, что мы видим в городском совете Кропивницкого, — вовсе не пример того, как люди должны договариваться. Это пример того, как "побить горшки".

Противостоять новому политико-информационному тренду "абсолютной перезагрузки любой ценой" крайне трудно. Поэтому выход здесь такой: научиться договариваться и создавать эффективные, мощные предвыборные альянсы, которые будут противостоять тренду. В конце концов политикум виноват сам, что этот тренд появился, для него есть основания. Понятно, что это технология, но для нее была почва. А почва – это история отношений нашего политического класса с населением. Причем на всех уровнях, особенно на местном. Но альянса мало. Это может выглядеть в глазах избирателей как страх потерять власть, как объединение перед угрозой.

Второе, важнее, по моему мнению — это нестандартный подход и само качество предвыборной кампании. Мы видим, что наступили новые времена, открылись "ворота" нового подхода к политической раскрутке, политического существования. Это креативность (новейший стандартный, не стереотипный подход и творчество), элементы интерактивности, сетевой подход. Плюс нужны качественные местные РR проекты. Но это не значит, что плохой продукт должны прятать за красивой оберткой. Местные деятели должны предложить эффективные и нужные обществу проекты, благодаря которым строится взаимодействие политики с общественностью. Плюс нестандартное представление проекта, с учетом, как говорят, новых веяний времени.

Получается, на сегодняшний день креативность закрыла дорогу для "гречки" и календариков?

– Что касается подходов, то да, избирателям теперь гораздо интереснее политика, не такая скучная. Политика же в целом не такая интересная, как спорт, творчество или собственная работа, поэтому политике человек уделяет минимум времени или вообще не уделяет. Если в политику заходить через другие более интересные формы, то есть шансы обратить на себя внимание. Мы говорим, что политика превращается в шоу, и это так. В Западной Европе говорят об этом с 1970-80-х годов. Во Франции в 1980-х годах политика стала превращаться в шоу. То есть традиционная политика в форме дискуссий и сами политические классы в традиционном понимании, там фактически начали трансформироваться и действовать по законам шоу-бизнеса. К нам этот тренд только дошел, а на Западе эта постмодернистская волна началась в 80-х годах. Хорошо это или плохо – другой вопрос.

Креативный подход упрощает для людей восприятие политики, а для политиков это, наоборот, усложнение, потому что они - не специалисты в этой области. Классические схемы – гречка, открытки, календарики, ручки, пакеты – уже никому не нужны. Даже если сейчас какой-то кандидат начнет цеплять людям золотые цепочки на шею, это не гарантирует ему победу.

У нас местный рынок "креативных услуг" достаточно узкий, то есть политтехнологического и социологического предложения практически нет. Проблема в том, что одному мне или кому из моих коллег практически невозможно разработать продукт и запустить его, тем более когда речь идет о креативной программе действий на местном уровне. Надо чтобы это делала аналитическая группа. Как вот в нашем консорциуме – психолог, социолог, политолог, общественные деятели, эксперты по SMM, рекламщики, блогеры. Методом "мозгового штурма" формулируем лишь идеи. А дальше каждый работает в своем направлении, где он специалист. И то часто-густо мы понимаем, что где-то ошибаемся, но хорошо, что коллективно имеем возможность вовремя все исправлять.

Итак, первое условие успеха – это эффективные предвыборные альянсы, а второе – это изменение политтехнологических подходов. Понятно что в новых условиях дилетанты и политики самостоятельно уже не смогут с этим справиться. Раньше это была "война" политиков против политиков со своими штабами "верных и преданных людей", а сейчас это война профессионалов с политиками. Смогут ли наши местные деятели в новых реалиях победить профессиональную политтехнологию? Ясно, что нет. То есть только названных два условия могут помочь местному политическому классу не "обнулиться" окончательно.

Представляется достаточным, чтобы политик только начал активнее вести "Фейсбук" и нацепил на аватарку надпись "Зе-команда"?

– Некоторые политики начали думать именно так, как будто успех обеспечит работа в соцсети. И начали массово в "Фейсбуке" регистрироваться и создавать сайты. Это, скорее, некое самоуспокоение. Недостаточно вести страницу, потому что сейчас между этими ресурсами и страницами идет борьба за хотя бы пятисекундное внимание, чтобы человек не "пролистал" пост в ленте мгновенно.

Могу сказать, что и на местный уровень теперь заходит высокотехнологичная политика. Поэтому сейчас нужен достойный продукт против достойного продукта конкурентов. Минимальными вещами обойтись не удастся. Скажем, политик может "перезагрузиться" и объявить об этом публично, но надо, чтобы это подготовили профессионалы. Он сам этого никогда не сделает эффективно, поскольку не имеет специальных знаний для этого. Время экспромтов и шаблонных решений закончилось в мае 2019-го.

Как изменится картина, если местные выборы состоятся не на волне всеобщей эйфории, а весной?

– Тенденция и общий тренд в Украине не меняются с 1991 года. В начале рейтинги победителей высоки, а затем они постепенно снижаются, и довольно существенно. Возьмите феномен партии "Народный фронт" – партия, которая пять лет назад была первой на выборах с 23%, теперь потеряла вообще какую-либо поддержку, и поэтому решила не участвовать в выборах. Или рейтинг Ющенко, Порошенко – то же самое. В целом понятно, что шансы выше у "Слуги народа" на осень, ведь сейчас довольно популярные решения принимаются в парламенте относительно снятия неприкосновенности, уменьшения количества депутатов.

Когда не достаточно информационных поводов, то субъективно может казаться, что рейтинг победителей снижается. Но когда вдруг пошли одно за другим заседания парламента по поводу популярных в народе законопроектов, плюс эпатажное поведение президента – все это людям нравится, это они одобряют. Это не нравится, возможно, ценителям классической политики, интеллектуалам, но мы же видели во время гонки, что, к примеру, по "Фейсбуку" могло сложиться впечатление, будто Порошенко и Зеленский имеют одинаково мощную поддержку.

Когда мы говорим об общественном мнении, то должны говорить о репрезентативности. Так вот понятно, что "Фейсбук" не репрезентативен и не отражает общественного мнения. Там в ФБ-ленте шансы Порошенко/Зеленского субъективно могли воспринимались и как 50/50, а на выборах мы получили показатели 75/25. Поэтому стоит понять такие вещи что, скажем, "Фейсбук" – это не лакмусовая бумажка. Чтобы получить лакмусовую бумажку, надо ходить по дворам и общаться с людьми. Там политики узнают больше, чем в соцсетях. И, конечно, изучать общественное мнение через репрезентативные опросы и фокус-группы.

Возвращаясь к теме, мы же знаем, что после зимы у нас традиционно самое негативное общественное мнение в отношении к власти. Особенно после "драгоценной" зимы. Если власти удастся перебросить ответственность на какой-то фактор, тогда ее поддержка не будет существенно падать. Это станет определенной проверкой для победителей, ведь люди ожидают быстрых изменений. Одни мои коллеги на центральных каналах говорят, что властям отведено полгода, другие – год, чтобы доказать свою эффективность. Больше люди ждать не готовы. Речь идет об отчуждении от политики профессионального политического класса, и если ценой этого отчуждения будет неэффективность новой власти, то это уже угроза национальной безопасности и испытание для страны.

В городском совете Кропивницкого может быть определенная монолитность до выборов из-за "правящей" партии?

– В городском совете может быть ситуативная, кажущаяся монолитность. На это повлияли и заявления нардепа-мажоритарщика Александра Дануцы, который сделал акцен местным деятелям на неотвратимости наказания. То есть про местную "политическую монолитность" вряд ли можно говорить как о сознательной программе действий. Кстати, мы сейчас проводим опрос общественного мнения. В целом скажу, что ситуация не отличается от общеукраинской. "Обнуление" местных политиков висит как "дамоклов меч" и в городе, и в области. Опытные политики не попали в ВРУ, и подобное с большой вероятностью может ожидать и уважаемых людей на местном уровне.

А что касается возможных кандидатур на кресло мэра в Кропивницком? Теоретически, если нынешний мэр будет баллотироваться, у него будут шансы на победу?

– Кандидаты от "Слуги народа" будут продолжать "эксплуатировать тренд" на "перезагрузку" старых деятелей на новых и на местных выборах. А если кандидат еще и толковый, то он усилит тренд хорошей программой развития города, если мы говорим о выборах городского председателя.

Достижения, которые подает действующий мэр, вряд ли сейчас автоматически повлияют на общественное мнение. Во-первых, над этим надо теперь правильно работать, правильно это подавать, с учетом новых реалий в политике. Во-вторых, действующему мэру нужна коалиция, а он сейчас один как "перст". Не чувствуется, что у него вообще есть команда. Чувствуется общиной лишь одно: что есть противостояние его с депутатами, и то, что он некоторые проекты делает. Все.

Но люди рассуждают иначе: вот кандидат Х сделал что-то важное для города – "хорошо, что сделал, теперь пусть дает шанс новым лицом". У нас политик считает, что он сделал какие-то дела, и это автоматически ведет его к следующей победе на выборах. Это основание, но не железное. Его нужно сделать основанием в сознании людей, а не только в собственной голове политика. И выборы в ВРУ это ярко проиллюстрировали. Местным политикам надо уже сейчас начинать активно над этим работать, ведь полгода пролетит очень быстро. Если выборы будут в марте, то предвыборная кампания начнется в январе, и кандидатам нужно уже иметь разработанную стратегию и тактику ведения предвыборной кампании, чтобы успеть ее эффективно реализовать.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Кропивницкий

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"