Сивилла-Тимошенко и феерия изгнанных из рая: Как внук Зевса из Галичины по кропивницкому аду бродил (ФОТО)

Колыбель профессионального украинского театра неделю принимала драмтеатр из Франковщины

Depo.Кропивницкий рассказывает, как встречали потомков Сечевых стрельцов в столице степного края.

Почти на неделю ценителей искусства Мельпомены в Кропивницком взяли в плен актеры Ивано-Франковского областного музыкально-драматического театра им. Ивана Франко. В рамках проекта "Галичина и Поднепровье-1918-2018: Восстановление национальных связей", который внедрил в жизнь Украинский культурный фонд, франковчане сыграли шесть спектаклей на сцене колыбели украинского профессионального театра.

А все началось с того, что директор и художественный руководитель франковского коллектива Ростислав Держипольский узнал, что сто лет назад на Кропивнитчине находился Украинский добровольческий легион Украинских сечевых стрельцов. Легион сформировался на Франковщине, а с июня и до октября 1918 года галицкие воины были на территории современной Кропивнитчины и поражали местных жителей оркестром, хором, театром. По словам историков и современников, сечевым стрельцам в степном краю удалось создать атмосферу дружбы с местным населением и донести идею национального единства, что смогли воспроизвести через столетия их потомки – актеры-франковчане.

"Шарика, или Любовь сечевого стрелка"

Опереттой с этим названием открыли галицкий сезон на сцене театра Кропивницкого. Актеры, наверное, сломали стереотип, что оперетта – это жанр, где танцуют и поют не очень: пели участники действа прекрасно. Конечно, рамки достаточно примитивного сценического жанра, пик популярности которого пришелся на прошлое столетие, не дали глубоко и полно раскрыться ярким талантам франковцев.

Почти шаблонная любовная история интересна зрителю тем, что ее участники – сечевые стрельцы, которые находились на Мадярщине. Один из юношей влюбился в здешнюю девушку и после традиционных перипетий женился с ней уже на украинский земле, куда девушку привезли влюбленному другу его побратимы. В конце действа массово поженились и его товарищи. Одним словом – оперетта, от которой требовать чего-то значимого нет смысла.

Но даже здесь франковцы умудрились привнести изюминку: лейтмотивом спектакля стал отдельный небольшой документальный фильм о сечевых стрельцах и городе Станиславов (так назывался в те времена теперешний Франковск). Фотоснимки того времени вместе с патриотическими, пропитанными любовью к Украине песнями воинов Украинского добровольческого легиона произвели очень хорошее впечатление. К слову, оперетта базируется на реальных событиях, потому что поручик конницы УСС Степан Балинский действительно влюбился в мадярку Шарику.

"Изгнанные из рая"

Драму-концерт лемковской песни под этим названием подарила кропивничанам заслуженная артистка Украины Галина Баранкевич. Она посвящена 70-й годовщине операции "Висла". Осенью 1944 года временное правительство Польши заключило соглашение с правительством советской Украины об обмене населением. Невыносимая ситуация из-за постоянных запугиваний, убийств, грабежей привела к тому, что тысячи лемков покинули родные горы. Лемков "советы" насильно вывезли с исконных украинских территорий. Тогда в ходе "Вислы" выселили почти 150 тысяч украинцев. Всего пострадали 700 тысяч человек. Они потеряли свой край, свой "Рай".

Лемка Баранкевич видит своим приоритетом восстановления культуры предков через популяризацию лемковской песни. Драматическая история человеческих судеб, жертв депортации лемков в 1947 году с перепевками жемчужин песенного наследия уникального этноса и легла в основу спектакля.

Со сцены прозвучали около 20 аутентичных песен в сопровождении оркестра и хора, которые два часа на едином дыхании исполнила артистка. Поразил также постановочным приемом режиссер-постановщик Держипольский, который сделал акцент на образе поезда, роль которого исполнила трехэтажная металлическая конструкция.

"Энеида"

Легендарную поэму Ивана Котляревского франковцы дали в форме непревзойденной феерии-бурлеска. Критерием удачного спектакля наверняка есть желание посмотреть ее снова. "Энеиду" галичан хочется смотреть и смотреть.

Это огромная творческая удача господина Держипольского, которую очень круто воплотил в жизнь актерский ансамбль театра Франко. В спектакле поражает все: от филигранных мизансцен, поданных с невероятным актерским мастерством, до использования реквизита.

Нет никакого смысла пересказывать сюжет любимого произведения, которое изучается в школе. Каждый настоящий украинец слышал о "парубке моторном" и "хоть куда козаке", внуке Зевса - Энее, который странствует в поисках "земли обетованной" через Ад и Рай. К слову, сценическое решение с "уходом в Ад", то есть под сцену, и взлетом "в небеса" выглядело очень зрелищно.

Актеры были не просто персоналиями произведения, но и декорациями, например, лодкой Энея. Под смех публики они "отстебали" и любителей прикладываться к рюмке с их похмельем, и женскую похоть, и умудрились посмеяться над политиками. Зал лег, когда ведьма Сивилла заговорила голосом Тимошенко. Это был именно тот самобытный уникальный украинский юмор, а франковцы очень удачно осовременили Котляревского.

Завершился спектакль некомедийной главой "Война". "Раньше при постановке этого произведения режиссеры обходили своим вниманием эту главу, - рассказывает директор и художественный руководитель театра Ростислав Держипольский, так как не могли подумать, что в XXI веке такое может повториться. Я читал текст этой главы и думал: Котляревский будто дословно писал о событиях Майдана".

"Энеида" франковчан - масштабное, динамичное действо, яркий образец игрового театра с открытыми приемами перевоплощения, в котором события развивают от беззаботной веселой комедии до большой трагедии современности.

"Она - Земля"

Спектакль-притча по новеллам выдающегося украинского прозаика Василия Стефаника совместный проект Франковского драмтеатра с Львовским муниципальным и художественно-исследовательским центром "Слово и Голос", основателем и худруком которого является актриса, лауреат Национальной шевченковской премии Наталья Половинка.

С первых минут поразило сценическое решение Держипольского: на голой, без кулис сцене в мистическом иконостасе замерли актеры, герои новелл. Через сакральное молитвенное действо происходило "очищение"- трансформация боли и отчаяния в непоколебимую веру и любовь к своей земле. Сквозным образом спектакля является Мария, мать из одноименной новеллы. Женщина через преодоление материнской муки находит свое истинное "я", что является символом Украины в водовороте трагических событий.

Поразил высоким уровнем актерского мастерства заслуженный артист Украины Олег Цена, который играл мужа Марии. К слову, дуэт является парой и в жизни. Монолог немолодого отца, который потерял свое семейство, эти печаль и боль зрелого мужчины в исполнении Цены, был одним из сильнейших акцентов действа.

Из-за этого монолога с автором статьи приключилась очень интересная история. Перед следующим спектаклем в ложе с соседкой рассказывала, насколько пронзительным, неповторимо выполненным был монолог отца из притчи "Она - Земля". И вдруг обернулся мужчина, сидевший впереди. Он оказался заслуженным артистом Украины Олегом Ценой. Так состоялось наше знакомство. Он пригласил приехать на спектакли Львовского академического молодежного театра имени Леся Курбаса, актером которого является.

"Нация"

Драма-реквием по одноименной книге Марии Матиос рассказывает о реальных событиях 1940-х годов на окровавленной Гуцулии. Разрешение на инсценировку Матиос подарила Франковскому театру на 70-летие основания после просмотра ее "Сладкой Даруси". "Инсценировку "Нации" следует воспринимать как диптих к ней, - подчеркивает Держипольский. – Диптих не только по сюжетно-исторической основе и единству информационного поля, но и по способу мышления: кинематографической эстетикой, символикой, в частности символикой песни".

"Нация" поражает лейтмотивом любви к жизни, теплым юмором, сочетающимся с фаталистичным и трагическим мировидением Матиос. В боли в душах рождается с шокирующим зарядом напряжения ощущение нации.

Рождение и смерть, Рождество и Пасха, гроб и колыбель - спектакль обращается к самому сокровенному в человеке, что, в свою очередь, создает из людей Нацию.

Интересным режиссерским ходом было раздевание кукол-мотанок, превращавшихся в людей.

"Сладкая Даруся"

Пожалуй, самой известной постановкой Франковского театра является драма по мотивам одноименного романа Матиос. Это спектакль-легенда, который стартовал как студенческая работа курса Ростислава Держипольского. Но действо очень быстро ввели в репертуар франковчан, а вскоре "Сладкую Дарусю" пригласили в США, Канаду, Польшу, Германию, Италию. Держипольский рассказал, что в планах – гастроли в Австралию. Спектакль - участник и победитель многих творческих фестивалей.

Здесь объединены старинные церковные ирмосы, народные песни, изысканная философская метафоричность и стилистическая аскетичность современного европейского театра. "Сладкая Даруся" - история-притча об онемевшей полусумасшедшей девушке, которой выпало искупить грехи других. Это не вина, а проклятие ХХ столетия, захлебнувшегося в крови и слезах. Люди потеряли страх божий, а Бог оглох к их молитвам.

События происходят на Буковине и Галичине в 30-70-х годах прошлого века. Осенью 1939 года Галичина вошла в состав УССР. На Буковине кровавый режим воцарился летом 1940-го. В это время в западных областях репрессировали около 500 тысяч человек. Среди них 134 тысячи были арестованы, убиты 150 тысяч, высланы за пределы Украины 203 тысячи.

Именно эти ужасные события нашли свое отражение в спектакле "Сладкая Даруся", которой, к слову, почему-то нельзя есть конфеты...

Франковчане поразили. Не только творческими решениями спектаклей, но и тем, насколько они выкладывались во время действ. Отдельная благодарность Держипольскому за то, что смог собрать таких талантливых людей, и за то, что ему удалось донести идею национального единства к жителям центральной Украины. Кропивничане были в восторге от франковского драмтеатра и сопровождали каждый спектакль бурными овациями.

На память о себе актеры на славном хуторе Надежда посадили дубы и калину.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Кропивницкий