Изысканное кино: Как в Кропивницком экранизируют историю одной любви

Предчувствие большого кино поселилось в Кропивницком, в котором сейчас идет монтаж художественного фильма по французской пьесе с неожиданным финалом

Изысканное кино: Как в Кропивницком экра…

Корреспонденту Depo.Кропивницкий команда авторов фильма рассказала, что происходило за кулисами и как украинский фильм станет первой экранизацией известной пьесы французского драматурга румынского происхождения Матея Вишнека "Приключения мишек панда".

В пьесе речь идет о чувствах между мужчиной и женщиной, которые однажды утром проснулись вместе. Однако герой совершенно не помнит события прошлой ночи, вместе с тем он не может отпустить странную и прекрасную незнакомку, которая всегда носит с собой будильник, не называет своего имени и правдиво рассказывает невероятные вещи о нем самом. Впрочем, что было между ними дальше и как это увидела творческая группа, лучше посмотреть в самом фильме.

Продюсер Елена Кваша - о ночи в музее, мистике на съемках и взаимопомощи

- Как возникла такая амбициозная идея снять настоящее кино?

Идея создать кино принадлежит режиссеру Екатерине Каменной. Собравшись, мы все единогласно проголосовали за то, что фильму быть. Ибо идея незаурядная - это фантасмагория, очень философская, очень такая непопулярная в определенной степени. Сейчас на экранах такого не увидишь. В этой истории есть своя магия и свое настроение. И так случилось, что нашей команде все это импонирует. Это первая экранизация вообще. И не только в Украине. Ранее не снимали кино по этой истории - лишь театральные постановки.

Подготовка длилась год. И она была достаточно серьезной. Мы получили официальное разрешение у автора пьесы, и после этого приступили к работе. Нельзя сказать, что мы сегодня посовещались, a завтра побежали работать. Период съемок - это шесть дней. Три ночные смены и три дневные. Смена - это 12 часов непрерывных, a реально получалось даже немного больше. Работали и по 14, и по 15 часов, это было колоссально сложно, a затем было еще сложнее перейти из темпоритма ночи в темпоритм дня. Все стерлось и смешалось. Спали на стульях по 20-30 минут в музее.

- Если говорить о магии сюжета, были ли какие-то необычные вещи в процессе съемок?

Начали съемки в пятницу, 13-го. На площадке появился черный кот. Когда разбивали тарелку - осколок разрезал мне лоб. Отлетел знатно. Сначала не поняла, что произошло, но ничего страшного. Но и это еще не все. Завершили подготовку, пошел первый монтажный процесс - оказалось, что у нас в фильме не 15, а 13 сцен. Мы абсолютно не суеверная команда, не задумываясь приступили к работе. И как бы там ни было, до сих пор находимся в этом процессе.

- Средства на фильм искали долго?

Этот фильм не предполагает фиксированного бюджета. Вся наша группа и актеры - это работа волонтеров. В этом еще одна специфика нашего проекта. С техникой, которую, к счастью, нам удалось найти и привлечь, нам тоже очень сильно помог наш земляк, который работает сейчас в Киеве и занимается кинопроизводством, в том числе, работает на центральных телеканалах - это Иван Фомиченко. Он помог нам выйти на организацию, которая называется "Патриот", а они специализируются как раз на технической поддержке кинопроектов и кинопродуктов. С ними удалось договориться о поддержке.

Продюсерский центр "АЙ СИ Ю", с которым сотрудничаем - наш местный. Екатерина Каменная руководит им, a Илья Зеленкин и Николай Головко - его представители. Как показывает практика, если очень сильно захотеть, то можно воплотить, наверное, любую мечту. Если у нее добрые намерения, a у нас были именно такие.

- Думали ли вы о каком-то конкретном городе или локации для съемочного процесса?

Локации. Локации это отдельная длинная история. Мы рассматривали несколько вариантов, где проводить съемку. И Кропивницкий не стоял на первом месте, скажу откровенно. Мы сомневались, что сможем найти такую локацию, которая будет похожа на квартиру главного героя. Она должна существовать вне времени, вне какой-то конкретной географии, то есть максимально универсальная. Но красивой, с хорошей архитектурой, с какими-то следами западной цивилизации. Поэтому мы рассматривали возможность провести съемки во Львове или Одессе, но когда поняли, что в условиях абсолютной малобюджетности нам придется организовывать проживание в другом городе, это стало практически невозможно. Поэтому мы стали серьезно мониторить те остатки "роскоши", которые еще остались в нашем городе.

В какой-то момент мы сильно расстроились. Это, наверное, в каждом городе, на определенном этапе его развития, происходят такие процессы, когда квартиры, дореволюционные здания начинают активно ремонтироваться хозяевами, теряя свой первозданный облик. Они делают евроремонты, и таким образом исчезает паркет, исчезает лепнина - все то, что делает локацию действительно красивой и такой, какая необходима нам.

Однако, к счастью, мы попали в музей Осмеркина и посмотрели на него немного под другим углом. И поняли: если нам навстречу пойдет департамент культуры и руководство музея, то этот музей на некоторое время может "забыть", что он "музей", и "вспомнить", что это был некогда жилой дом. Там сохранился с того периода и хороший паркет. Так мы начали осваивать данную локацию.

Сложность состояла в том, что в этой квартире должна быть ванная и кухня. И это были отдельные задачи, которые мы решали. Ванну на ножках мы одолжили у магазина, очень осторожного заворачивали ее, чтобы не повредить, ставили ширмы.

- Наш город можно будет увидеть на экране?

Были также съемки на крыше, но то, что это пейзажи Кропивницкого, из-за тумана будет понять крайне сложно. К счастью, потому что в городе произошли очень серьезные архитектурные изменения, и та часть, которая является исторической и довольно хорошей, в определенном месте перестает быть таковой по причине наших многоэтажек.

- Были ли трудности во время работы, и кто помогал их преодолевать?

На самом деле, если бы нам не помогал весь город, то у нас бы мало что получилось. Потому что даже такие элементарные вещи, как наполнение квартиры какими-то элементами - это было непросто. Все надо было найти, и нам помогли и Николай Цуканов, и Наталья Горбачева, и руководство расположенных в городе музеев. Ирина Бровченко шила невероятные костюмы, помогали Вадим Каменный, Анна Назарец, Виктор Душак, Елена Августова, благодарность Александру Майорову за фото. Поддерживали наши родные и близкие. Вообще мы благодарим всех, даже если кого-то не назвали, кто помогал нам абсолютно во всем.

Были и бытовые вопросы. Фургонов никаких не было. Потому что работать с такой небольшой командой единомышленников, как для кинопроизводства – это настоящий вызов. Все передвигались на моем автомобиле.

Режиссер Екатерина Каменная: "О названии говорить слишком рано"

- Почему вы выбрали именно эту пьесу и не кажется ли вам, что финал достаточно трагичен?

Я когда училась на режиссерском, мы ставили с партнером первую сцену из этой пьесы. Она очень понравилась, как только я ее прочитала. A приехав сюда, предложила Елене Кваше создать кино. Эту пьесу ставили во Франции, она переведена на 10 языков мира.

Я говорю, что финал открыт. Если исходить из сверхзадачи, которую мы ставили, то он предусматривает следующую встречу и развитие отношений двух главных героев. Для меня данный финал очень даже светлый.

Относительно сценария, то сама пьеса написана довольно кинематографично. И еще есть один момент - автор создавал размытые обстоятельства, чтобы режиссер-постановщик мог выбирать, какого возраста герои и т.д. A для кино нужны конкретные вещи. Поэтому мы создали контекст гораздо глубже, чтобы каждый персонаж, появившийся в кадре, являлся не новым человеком, a человеком, с каким-то опытом.

- Как вы подбирали актеров?

Возможно, это минус, но первое впечатление для меня очень важно. Поэтому когда я впервые прочитала пьесу, увидела главную героиню брюнеткой с зелеными глазами. Мы с Еленой Квашей передумали массу людей. На актерских кастинг-сайтах увидели киевскую актрису Татьяну Красникову. Когда были переговоры, она говорит: "Ты меня не знаешь, ты что, видела мои постановки?" Я говорю - нет, я увидела твои глаза.

Когда мы искали человека на роль главного актера, вместе с Еленой Квашей случайно попали на спектакль "За двумя зайцами", увидели Женю на сцене и решили взять его на эту роль. Женя Скрыпник - один из основных актеров в театре имени Марка Кропивницкого. Мы с ним поговорили, и он согласился, a нам именно такой типаж мужчины был необходим, который был бы достаточно зрелым, но не слишком взрослым, такой, который мог бы спонтанно влюбиться в девушку, и в его глазах читалась бы какая-то внутренняя драма.

- A вопрос о названии уже можно задавать?

Спрашивать можно, но ответ давать не обязательно (смеется Екатерина, – Ред.). Оно у нас дискутивное - пьеса очень образная, очень сложная, с подтекстом, и потому хочется назвать фильм так, чтобы это имело какое-то внутреннее значение, не только для меня, a для всех. Мы могли бы не усложнять и назвать оригинальным названием, но так не можем сделать. Она называется "Приключения мишек панда" там длинное продолжение, но оно очень театрально и мало чем связано с самой пьесой.

- Какая музыка будет в вашем фильме?

У нас будут замечательные саундтреки, которые нам написал Женя Скрыпник. Половину из них он писал просто на площадке во время съемок, которые его вдохновляли, я так понимаю. Его музыка очень соответствует атмосфере, я это чувствую и вижу.

Операторы Илья Зеленкин и Николай Головко: "У нас была космическая аппаратура"

Съемочной группе, которую технически поддержали киевские друзья, пришлось впервые работать с настоящей киношной аппаратурой с соответствующей стоимостью и освоить для себя новые профессии.

Илья Зеленкин на этом проекте являляся фокус-пуллером.

- Илья, каким было ваше задание?

Я сидел на радиофокусе, то есть у меня был отдельный механизм, аппаратура, которая помогает держать на расстоянии фокус. Коля снимал, a я сидел с отдельным экраном и следил за фокусом. Для меня это было впервые, раньше я такую аппаратуру только видел, a теперь уже сам прошел с ней боевое крещение. Приходилось пробовать, промахиваться сто раз и учиться. Но все все понимали, даже когда приходилось переснимать сцену.

Николай Головко работал оператором-постановщиком.

- То есть, если по чьей-то ошибке приходилось переснимать сцену, скандалов не возникало?

Весь съемочный процесс строился на командной работе. Мы друзья между собой, и скандалов на площадке не было. Анастасия Куликалова, механик, которая приехала из Киева помогать с аппаратурой, в начале съемок рассказывала, что в ее практике были случаи, когда режиссер бросался рацией в фокус-пуллера, когда что-то сбивалось. Мы же это все переводили в шутку. Также важной была позиция нашего режиссера, мы работали в спокойной и дружеской атмосфере, поэтому нам было легко работать.

- Тяжело было работать в ваших операторских доспехах?

Из-за тяжелой и дорогой аппаратуры, которую я носил на себе, в первую смену не мог даже согнуться. Я очень худой, и даже если сильно затянуть жилет, то оставалось еще место размером с кулак.

Хорошо, что механик Анастасия сказала, что к камере и объективам я не прикасаюсь - это все настраивает она. Подавала стабилизатор, он закреплялся, на нем были объективы, стоимость которых просто космическая. И ты просто смотришь в кадр, и это уже кино. Смотришь сырую картинку, и это уже кинокартинка. Еще у нас было очень крутое освещение, которое привез Иван Фомиченко. Он нам очень помог в первые дни. Сначала мы выставлялись около двух-трех часов по свету на сцену, которая будет длиться около 40 секунд. Свет творил чудеса: день делался ночью, и наоборот.

"Этот фильм абсолютно бесплатный и безвозмездный для всех"

Вопрос по поводу, когда ждать премьеры - из разряда нежелательных. На него творческий коллектив не любит отвечать. Сейчас идет очень ответственный этап - монтаж, после него будет процесс дубляжа.

Речь о продаже фильма не идет - это не коммерческое кино, это было обязательным условием данного проекта. "Этот фильм абсолютно бесплатный и безвозмездный для всех", - говорит продюсер Елена Кваша.

На украинские и другие фестивали, в которых есть ниша для украинского короткого метра, фильм будут подавать. "Это не вопрос амбиций, это вопрос презентации украинского кинопроизводства. И мы считаем, что одна из наших задач - показать, что украинское кино существует, оно может быть красивым, изысканным, интеллигентным и не похожим на другие", - заключает продюсер фильма.

Фото – Александр Майоров

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Кропивницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme