Как активисты Кропивницкого учат рестораны и кафе государственному языку

В Кропивницком продолжается инициатива "Языковой мониторинг"

Как активисты Кропивницкого учат рестора…

Активисты Кропивницкого решили проверить, в каких общественных заведениях посетители могут рассчитывать на обслуживание на украинском языке.

Руководитель областной ячейки ОО "Движение в защиту украинского языка" Дмитрий Синченко вместе с другими активистами обошли уже почти 50 общественных заведений города. Началось все в декабре 2016 года, когда в одной из аптек ему отказали в обслуживании на украинском."Пришлось сделать запись в книге отзывов, которую эта женщина дала только после моего обещания вызвать полицию", - рассказывает Синченко.

Не дождавшись изменений, активист через несколько месяцев подал иск в суд, потому что в аптеке продолжали общаться исключительно на русском. "Три сотрудника аптеки неоднократно обращались ко мне на русском языке, который не является для меня родным, ни государственным, ни региональным в области, и разрешение на использование которого в общении со мной я тоже не предоставлял", - написал он в своем заявлении.

Защитник родного языка не собирается останавливаться. В дальнейшем, прежде чем судиться за отказ обслуживания на государственном языке, он и другие активисты пробуют другие методы борьбы. "Если заведение не имеет украинского меню и украиноязычного персонала, мы имеем право обращаться в управление защиты прав потребителей. В суд мы будем подавать только в вопиющих случаях", - отметил он.

Следующим местом, которое также пришлось приучать к украинскому языку, стало развлекательное заведение "Игробум". "Праздновали с сыном его день рождения, сели ужинать. Однако официантка отказалась обслуживать нас на украинском. Более того, во всем заведении ни слова на нормальном языке. Пришлось пополнить книгу отзывов новым заявлением", - говорит активист движения.

Книга жалоб семейной кофейни "Квартира" также пополнилась записью. Зашли поужинать с друзьями, однако не получили обслуживания на украинском языке. Меню, записи, шоу-программа - все на иностранном русском", - отметил Синченко.

На "русскоязычности" попалась и кофейня-пиццерия Scorini. "Пришлось написать об этом отзыв. Но здесь, вроде, не все потеряно. Официантка сама догадалась перейти с нами на украинский, без отдельной просьбы. Но то, что все без исключения встречали нас на языке оккупанта - это проблема", - подчеркнул активист.

Все неравнодушные кропивнитчане следят за языковой ситуацией в общественных заведениях. Среди них и преподаватель педагогического университета Александр Ратушняк. Недавно на своей странице в соцсети он оставил негативный отзыв о магазине пива "Дудляр":

"Русский язык там сразу по умолчанию и в меню, и в обращениях официантов. В просьбе предоставить меню на украинском нам отказали, мотивируя это тем, что "во всех заведениях на рускам". Мы возразили, ведь это не соответствует действительности. Неубедительная аргументация и к тому же ложная! Мы попросили книгу отзывов и предложений и оставили в ней свою жалобу".

Во всех жалобах, которые оставляли активисты в общественных заведениях, сообщалось о нарушении Закона Украины "О защите прав потребителей" и звучала просьба об украиноязычном меню и обслуживании. "В большинстве учреждений отсутствует понятие обслуживания на украинском, но в Украине есть активисты, которые оспаривают такие случаи в судах", - говорит Дмитрий Синченко.

Защитники родного языка уже "украинизировали" ряд сайтов крупных предприятий, супермаркетов. Есть конкретные результаты в Кропивницком. Например, в кофейне Scorini и "Игробуме" уже заказали украиноязычное меню, встречают на украинском и говорят "Доброго дня".

По результатам мониторинга активисты планируют создать онлайн карту лояльности кафе и ресторанов Кропивницкого относительно украиноязычных клиентов. Карта будет располагаться на ресурсах Google и будет постоянно обновляться. На сегодняшний день на ней уже нанесены первые объекты. Те, в которых без проблем обслуживают посетителей на украинском, будут отмечать зеленым цветом, а где царит исключительно русский - черным. Другие цвета означают большую или меньшую степень лояльности.

Окончательная версия такой карты появится, очевидно, не раньше ноября 2017 года, когда и суммируют все результаты мониторинга общественных заведений.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Кропивницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme