101 способ выманивания денег: Как не попасться на удочку телефонных и прочих проходимцев

Depo.Кропивницкий выяснял, каким образом откреститься от попыток мошенников отобрать у вас не только горько заработанное, но и кредитные средства

На днях автор статьи лично попала на прицел телефонных мошенников, получив звонок с неизвестного номера +38 089 477 24 22. Незнакомая девушка встревоженным голосом спросила: "Савранова Алена?". Не ответила, потому что меня никто никогда не называет этим "Алена", сказав: "Представьтесь, пожалуйста". Никто не представился, и начался монолог, который все больше вызывал сомнения. Дамочка сообщила, что банком приостановлена он-лайн операция по снятию денежных средств с моей карты в размере тысячи с лишком гривен. Номер моей карты никто не назвал. Не дослушав версию мошенницы до конца, сказала, что позвоню в банк и все выясню, и если там подтвердят снятие моих средств, то карточку заблокирую. Положила трубку. Набрала банк. Там сообщили, что мне звонили мошенники и сказали заблокировать их номер. Что и было сделано.

Так неожиданно возникла идея узнать больше про всяческие преступные "трюки", в результате которых можно остаться без денег на карточке. Рассказать подробно о том, как мошенники выманивают деньги у людей, согласилась руководитель пресс-службы "ПриватБанка" Кропивнитчины Анжела Дзинзюра.

Как воруют с карточки средства

Чтобы украсть деньги с банковской карты, мошенники идут обычно двумя путями. Техническим, то есть используя накладки на банкоматы, поддельные страницы интернет-банка, дубликаты сим-карты, на которую приходят пароли, и тому подобное, или же психологическим – совершают звонки на мобильные телефоны под видом банковских работников, службы безопасности банка, покупателей или продавцов товаров и тому подобное. Используют и SMS-сообщения о блокировке карты или об огромных выигрышах. Такой вид мошенничества называется "социальная инженерия". К нему относят все методы несанкционированного доступа к данным карт или непосредственно денегам, когда мошенники играют на особенностях психологии человека.

Чтобы не "попасться" на мошенничества технического вида, не нужно заходить по ссылкам, полученным с незнакомых адресов на электронную почту, в SMS-сообщениях, увиденным в соцсетях. Никогда нельзя вводить свои персональные данные на незнакомых сайтах (когда покупаем в интернет-магазинах). Если сайт, на котором покупается товар, вызывает подозрения, стоит создать интернет-карту, перечислять на нее необходимую сумму и оплачивать покупки, отмечая на сайте ее данные – номер, срок действия и CVV код. Даже если сайт фишинговый (создан для того чтобы собирать данные карт для дальнейших мошеннических действий), мошенники не получат доступ непосредственно к счетам карт.

Нельзя "вестись" на предложения об участии в "призовом" опросе, переходить по ссылкам на сайт мошенников и указывать там свои личные данные. Иначе деньги будут гарантированно потеряны из-за "комиссии" за выигрыш, а мошенники получат возможность использовать данные карт для кражи средств.

Блокирование или перевыпуск сим-карты

Немало случаев мошенничества фиксируется с блокировкой/перевыпуском сим-карты. Воры изготавливают дубликат сим-карты, обратившись к мобильному оператору с просьбой перевыпустить якобы потерянную "симку", которую в дальнейшем они используют для получения SMS-сообщений от Банка и взлома страницы в Интернете. Сначала они пополняют карточку жертвы на 5-10 грн, звонят с разных номеров, рассказывая о случайности пополнения или звонка, а потом, сообщая оператору номера последних звонков или суммы последнего пополнения, они получают на руки дубликат симки. Дальше все зависит от жертвы и степени ее доверия. Зайдя в "Приват24" (если удастся подобрать или украсть пароль), они получают данные о наличии карт и состоянии счетов клиента, и этими знаниями они оперируют во время беседы для “дожимання” клиента. Но осуществить кражу средств через проплаты или перевод средств мошенники не могут без CVV кода и пин-кода карты. Преступление осуществляется во время разговора с жертвой – обычно от имени представителя банка.

Сценарии "развода"

Чтобы получить деньги клиента, злоумышленники придумывают целые сценарии "развода" и делают все так мастерски, что жертва сама, диктуя SMS-сообщение со своего телефона, собственными руками отдает не только свои, но и кредитные средства, которые есть на картах. В ход идут психологические "приемы" – срочность, угроза негативных последствий в случае невыполнения и прочее.

Также мошенники "пасутся" на сайтах объявлений о купле-продаже. Человек мечтает выгодно купить или продать, поэтому неизвестный звонок о готовности все купить не вызывает у жертвы никаких сомнений. Мошенник сообщает о готовности все купить, но никак "не может" перечислить средства... банкомат или платежная система якобы сообщает, что карточка жертвы недействительна или срок ее действия уже закончился. "Причин может быть десятки, и они разные. Все это делается, чтобы клиент сообщил срок действия карты и якобы "номер отделения, где вы получили карту": так завуалированно они называют CVV-код – три прописных цифры на обратной стороне карты).

Мошенник нередко выдает себя за специалиста банка, и даже апеллирует профессиональными банковскими терминами, сообщая о якобы попытке мошенников несанкционированно зайти на счета жертвы и быстро перечислить средства на чужие счета. Жертва обязательно должна все решать быстро, иначе, пугают воры, "потеряет деньги". Люди, к сожалению, часто поддаются на уговоры манипуляторов, которые, пользуясь неосведомленностью граждан снимают все средства, или с помощью "подсказок" и "инструкций", то есть фактически обманом заставляют собственноручно перевести все на карточки мошенников.

При этом человек может даже не догадываться, что вместо получения средств отправляет свои накопления в неизвестном направлении. Парадокс заключается в том, что клиенты даже не замечают, что вводят номер телефона или карты, не задумываются над тем, какие пункты меню в банкомате выбирают, и не читают текст на экране телефона/банкомата/терминала, сообщающего, что производится отправка средств на чужой счет.

Как уберечься от мошенников

Основное правило клиента, который не хочет быть обманутым: нельзя разглашать или сообщать кому-то персональные данные, пин-код, срок действия и CVV-код карты (три маленьких цифры на обратной стороне карты). Нельзя никому диктовать пароли или отправлять их в ответ на SMS-сообщения, которые приходят на телефон. Также нельзя сообщать коды доступа к услугам интернет-операций.

Правила, которые должен знать каждый:

  • для получения денег на карточку нужно сообщать только ее номер (16 цифр на лицевой стороне карты);
  • сотрудники банка, если звонят, никогда не запрашивают личных данных клиента;
  • сотрудники банка могут запрашивать персональные данные клиента только в случае, когда клиент сам звонит в банк (для уверенности в том, что звонит именно клиент);
  • если кто-то - не важно, кем представился голос в телефонной трубке – требует какие-либо дополнительные данные, кроме номера карты, можно быть уверенным: это звонит мошенник;
  • давая объявление о продаже или покупке, нельзя указывать номер телефона, который является финансовым для банковской карты;
  • во время выполнения любых операций в банкомате ни в коем случае нельзя следовать указаниям тех, кто звонит. Тем более нельзя вводить по их указанию свой пин-код;
  • нельзя доверять банковскую карту третьим лицам, так же, как и оставлять ее без присмотра или записывать ее ПИН-код в легкодоступных местах (тем более на самой карточке);
  • в случае подозрения о совершении мошеннических действий надо немедленно заблокировать карту по телефону 3700 (в случае "ПриватБанка") или в ближайшем отделении банка;
  • если для перечисления денег кто-то просит назвать фамилию, имя, отчество, дату и год рождения, девичью фамилию матери и другие личные данные или просит набрать различные комбинации цифр на телефоне, то это совершенно точно мошенники;
  • нельзя использовать для оплаты в интернете карты, на которых есть большие суммы денег. Для осуществления интернет-расчетов, можно оформить "интернет карту" и переводить туда ровно столько денег, сколько нужно для оплаты покупки, прямо перед ее осуществлением;
  • стоит подключиться к sms-банкингу, и банк будет присылать отчеты обо всех операциях по счету;
  • следует установить лимит снятия наличных денег с карты: суточный и на каждую операцию;
  • в случае размещения объявления можно указывать только номер карты и номер телефона, который не является "финансовым", то есть не привязан к главной карте с денежными средствами;
  • не надо пользоваться советами третьих лиц и не прибегать к помощи незнакомцев при возникновении проблем в работе с банкоматом;
  • если карта или деньги остались в банкомате, затянулись обратно или с ними еще что-то случилось, надо немедленно сообщить в банк по телефону горячей линии;
  • так же следует сделать в случае потери или кражи платежной карточки;
  • не следует оставлять данные о себе и своих картах на интернетсайтах – ни в объявлениях, ни при расчетах, ни в соцсетях;
  • совершая покупку по предоплате следует проявлять особую осторожность. Ведь в случае перевода самим клиентом средств мошеннику они могут быть возвращены только по решению суда. Иногда мошенникам достаточно подержать в руках банковскую карту, чтобы сфотографировать или переписать номер счета и CVVкод. В дальнейшем это дает возможность осуществить списание средств при расчетах в интернет-магазине;
  • если замечены подозрительные устройства на банкомате, возникли сложности с проведением операции по карте или есть подозрения на мошенничество, нужно сообщить об этом банку любым способом.

Если вас поймали на удочку мошенники

Если мошенникам все же удалось воспользоваться доверчивостью жертвы, надо срочно позвонить по телефону "горячей" линии и сообщить, что не проводили данной операции, и заблокировать последние операции. Если сделать звонок в считанные минуты, операцию можно остановить. В случае, когда время упущено, необходимо срочно позвонить и заблокировать карту, чтобы предотвратить снятие большей суммы. Затем следует обратиться с заявлением о факте мошенничества в банк и в полицию.

Если мошенник будет пойман и факт преступления будет доказан, клиент через суд может получить свои деньги. Но на самом деле, очень сложно доказать факт мошенничества и вернуть украденное, когда клиент сам добровольно назвал свои персональные данные. Поэтому всегда следует помнить о мерах безопасности пользования банковскими картами.

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Кропивницкий