Епископ Кропивницкий и Голованевский Марк: "Получение томоса осмыслят уже следующие поколения"

Совсем недавно, 6 января, украинская православная церковь обрела автокефалию, получив полную независимость от церкви соседнего государства

Епископ Кропивницкий и Голованевский Мар…

О том, что изменится для верующих после получения томоса, рассказал Епископ Кропивницкий и Голованевский Марк. Как это было, знает Depo.Кропивницкий.

Епископ, десять лет возглавлявший областную епархию УПЦ КП на Кропивнитчине, сравнивает получение томоса с чудом и отмечает, что его значение смогут оценить уже наши дети и внуки. Но с получением автокефалии украинская православная церковь сможет заниматься свойственными ей функциями - служить людям, а не идеологемам.

Обрели независимость после 400 лет рабства

Епископ Марк рассказывает, что до ХVII века украинская церковь была частью Константинопольского патриархата. А уже с ХVII века до нынешних дней она стала частью Московского патриархата. Церковь была подчинена грамотой, которой Московскому патриархату предоставлялось право рукополагать в Украине митрополита. Вместе с тем Константинополь считал, что русская церковь должна почитать его как церковь-мать и отдавать должные почести. Впрочем, русская церковь этого не придерживалась.

И вот впервые в истории украинский народ получил грамоту от церкви-матери из Константинополя о том, что наша церковь - независимая. "Это стало своеобразным паспортом взрослости, что вы уже можете сами править на своей земле", - говорит Марк. Таким образом мировая православная церковь признала, что украинский народ имеет право на свою независимую церковь. Речь идет об автокефалии – теперь церковь Украины независима от других поместных православных церквей, но единая с ними в мировой православной церкви.

Каждая поместная церковь, которая возникала во втором тысячелетии, шла подобным путем: она объявляла свою независимость, позже получала томос от Константинополя, далее другие церкви начинали признавать ее как независимую православную церковь. Если народ получал территориальную независимость, то впоследствии независимость получала и его церковь. Если государство теряло свою независимость, то это касалось и церкви.

И в 1990-х годах духовенство украинской православной церкви, которая была административной единицей Московского патриархата, собралось в Киеве на собор и решило, что поскольку Украина является независимой, стоит объявить независимость и церкви и совместно стремиться к тому, чтобы получить соответствующий документ. Но потом произошел так называемый Харьковский собор, где без предстоятеля собралась часть представителей УПЦ Московского патриархата и решила, что им надо остаться с русской церковью якобы под предлогом того, что томос надо получить каноническим способом. Но как именно, нигде не объяснили, дав людям надежду, что такое когда-нибудь произойдет.

Однако меньшая часть духовенства все-таки пошла тем путем, чтобы добывать независимость и выполнять решения Киевского собора. Владыка Марк рассказывает, что 20 лет шли путем, на котором были и гнев, и обиды. Духовенство разделилось не только на украинское и русское, позже разругались и некоторые автокефалисты. Но объединить разделенных людей очень трудно, гораздо легче разъединить. Поэтому в церкви называют объединительный собор и дальнейшее получение томоса не иначе, как чудом. "Для нас этот момент объединения был чудом. Мы должны понимать, что это историческое событие имело вмешательство Божие, так как людям не свойственно такое дело сделать. Мы были очевидцами этого чуда. Произошедшее событие (объединение православных Украины, вручение томоса) - это заслуга миллионов украинцев, которые своим ежедневным трудом эти 20 лет работали на развитие церкви", - говорит Марк.

Получение томоса значит, что наконец в Украине православная церковь может заниматься свойственными ей функциями – вести народ к спасению, служить ему, заботиться и молиться за него. С получением томоса другие государства потеряли свое политическое влияние через церковь на наш народ.

"А это очень опасное влияние, где под разными богословскими выражениями или историческими манипуляциями могут подаваться зерна не христианской веры, а имперского мироздания, захватнических или оккупационных тенденций. Мы являемся свидетелями того, как русская церковь строила теорию "русского мира", который принес много жертв на нашу землю", - рассказывает владыка и добавляет, что эта церковь вряд ли отказалась от желания построить этот "русский мир". Но благодаря томосу можно сказать, что в Украине есть поместная церковь, которая не будет строить различные миры, русские, греческие или иерусалимские, а будет с украинцами совместно строить свой дом.

По словам епископа, понимание значение томоса придет не сразу: "Прежде чем увидеть четко большой предмет, иногда надо посмотреть издалека на него. То же и с большими событиями. Нужно, чтобы шум улегся, и мы начнем осознавать, какое историческое событие произошло. В полной мере это событие уже оценят наши дети и внуки. Потому что у нас, участников, много эмоциональных нагрузок, а нужен эмоциональный покой, чтобы осмыслить величие этого события".

Томос - это также возможность народу молиться едиными устами. Это должно убрать весь негатив и разделение народа, потому что таким и является призвание автокефалии. Получение томоса должно вдохновлять и также объединять перед другими целями.

К сожалению, по словам Марка, мы еще будем видеть много манипуляций и злобы, потому что существуют люди, которые считают, что они проиграли.

Однако это не помешает украинской церкви расти: ее будут признавать другие православные церкви. Элладская православная церковь еще до получения томоса уже поминала предстоятеля Епифания в своих молитвах и запустила процедуру признания Православной церкви Украины. И в течение года, отмечает Марк, из 14 церквей (Украина – 15-я) десять-двенадцать признают ее точно.

Кроме, конечно, русской церкви, которая до конца будет делать вид, что ничего не произошло и "крайним" делать Варфоломея. К ней присоединятся Сербская (которая имеет опасения относительно своих так называемых канонических территорий) и Антиохийская церковь (она находится в Сирии, где"сотрудничают" Путин с Асадом).

Сейчас все в мире понимают, что через русскую церковь мировое православие будет проходить определенные испытания. И Константинопольская церковьпопросила Украину быть вместе в этот переломный момент.

О юридических трудностях для перехода общин

На Кропивнитчине пока что нет переходов общин бывшей УПЦ МП в единую церковь. Марк объясняет, что это объясняется разными причинами – до конца еще не отработан механизм, как общество должно переходить из одной конфессии в другую. Этот механизм является очень непростым юридически: "Есть много предохранителей, где руководящие центры могут останавливать этот переход, и на разном уровне это проявляется. Например, если хочет перейти епископ с целой епархией, то это самый простой способ, потому что он собирается со своими священниками, принимает решение, и вся епархия переходит. Если хочет это сделать один священник, то может быть угроза, что его могут задним числом уволить с должности руководителя религиозной общины, назначать туда другого, и он потеряет возможность юридически провести эту смену подчиненности".

Если хочет сама община провести переход без духовенства, то это еще труднее. Поскольку в Украине нет фиксированной подчиненности общин. И им могут сказать: хотите - выходите, но стройте новый храм. Епископ объясняет, что, с одной стороны, закон разрешает изменение подчиненности общин, но воплотить это очень непросто, потому что в общине должно быть единодушие. И священник должен получить поддержку от прихожан. Но это возможно, ведь удавалось же ранее переходить в Киевский патриархат. Стоит вспомнить Новоархангельск, Голованевск, Бобринец, где в свое время образовались мощные общины УПЦ КП.

Зарегистрированных общин Киевского патриархата на Кропивнитчине было 96. К ним присоединились еще общины автокефальной церкви, и сейчас идет юридический процесс. Окончательное количество общин будет известно позже – их будет около ста или больше ста.

Сейчас священники православной церкви Украины ждут, чтобы Верховная Рада утвердила законодательные изменения, которые упростят переход из одной подчиненности в другую. "Насколько этот законопроект облегчит – увидим", - считает Марк. Он добавляет, что именно сейчас некоторые священники бывшего Московского патриархата боятся, что не будут иметь всецелой поддержки общин, или им вспомнят, что плохо говорили о поместной церкви, и придется оправдываться. Этого же боятся и некоторые чиновники, поэтому активно начали поддерживать поместную церковь. Что касается сроков, то сейчас о них говорить рано: этот вопрос зависит от позиции общин, священнослужителей и юридических возможностей.

Для Православной церкви Украины важно, чтобы больше общин учились любить Бога, Украину и свой народ.

Не все так хорошо в Кропивницком

На Крепостных Валах в Кропивницком запланировано строительство храма, но оно буксует из-за бюрократических преград. Уже два года в городе не могут выдать градостроительные условия, где должен быть простой план дальнейших действий по строительству. Его получение постоянно оттягивается под разными предлогами. Выглядит это примерно так: духовенство просит предоставить этот план, ему отвечают, что предоставят, но необходимо сделать определенное "задание".

Именно так это было с проведением археологических раскопок. Вместе с тем УПЦ КП уже два года ежемесячно платит городу за аренду земельного участка 5,7 тыс. грн. Во время раскопок археологи обнаружили остатки посуды и рассказали, что необходимо провести полноценные раскопки, чтобы очистить территорию от находок и потом уже строить храм. Еще больше удивила духовенство пресс-конференция, во время которой рассказали, что из-за находки "вообще невозможно что-то делать".

Но зданий с фундаментом во время раскопок не нашли, то есть и возражений в связи со строительством быть не может. Проблема с началом работ пока остается нерешенной. "Это такой болезненный для меня вопрос, потому что никак не могу понять позиции местной власти. Я имею такую христианскую привычку - доверять тому, что мне говорят. Вот мне сказали – думаю, что так и есть", - делится епископ.

В другом храме, Петропавловском, который будет значительно меньше, АТОвцы, волонтеры, настоятель отец Иоанн уже заложили фундамент и с весны продолжат строительство.

Сейчас на Кропивнитчине строят много храмов. Священники придерживались такого приниципа: если общество не хочет быть в единстве с Московским патриархатом, то предлагалось выходить и строить новый храм. Это делали потому, что в большинстве сел или городков Кропивнитчины не было типичных храмов, и начало борьбы не стоило несогласия между людьми. Сейчас строится храм в Малиновке, построены храмы в Канеже и Олиевке (Александрийский район). Должны строиться храмы в Тишковке и Иосиповке Новомиргородского района, уже строится храм в Гаивке.

Епископ Кропивницкий и Голованевский также объясняет, почему Верховная Рада приняла закон о переименовании УПЦ в РПЦ - чтобы люди четко понимали, в какую церковь они ходят: "Если в храме вспоминают Кирилла, то знайте, что вы - РПЦ в Украине. Мы - демократическая страна, но таблички должны соответствовать действительности". И тогда верующий должен определиться, где он должен быть.

Результат определенных переговоров с представителями УПЦ владыка Марк пока озвучить не может. Но больше полагается на мудрость народа, потому что самое главное - мир и согласие. И чтобы в семьях или в одном населенном пункте не было ненависти друг к другу. Поэтому разъяснительная работа и законодательные изменения — это то, что необходимо на этом этапе.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Кропивницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme