Театральная феерия: Как в Кропивницком "гостили" Ходжа Насреддин, Эней, Тевье-молочник и Эдит Пиаф

Колыбель украинского профессионального театра встречала творческих личностей на Всеукраинском фестивале театрального искусства "Сентябрьские самоцветы"

Театральная феерия: Как в Кропивницком "…

Depo.Кропивницкий наблюдал за действиями, которые происходили на сцене театра корифеев.

Не успел как следует остыть Кропивницкий от Национального художественного фестиваля KropFest 2018, как через две недели стартовало новое мероприятие. На протяжении семи дней, с 17 и до 23 сентября, в 48-й раз Кропивнитчина принимала традиционный Всеукраинский театральный фестиваль "Сентябрьские самоцветы".

В этом году на фест в степной край, который является колыбелью украинского профессионального театра, прибыли художники из Винницы, Николаева, Днипра, Нежина, Черкасс, Мариуполя. Открыл "Сентябрьские самоцветы"-2018 Днипровский академический украинский музыкально-драматический театр им. Т. Шевченко музыкальной комедией "Один день из 1000 ночей". Спектакль создан по пьесе "Старая новая история" А. Крыма по мотивам произведений о восточном герое легенд и анекдотов Ходже Насреддине. Музыку к спектаклю написал Владимир Назаров. Он же выступил и в роли режиссера.

Днипровчане в августе этого года отметили свое столетие. Театр был основан в Киеве отделом искусств Наркомпроса как Первый государственный украинский драматический театр. Мюзикл про Насреддина был поставлен именно к юбилею театра.

Действие происходит в Бухарскому эмирате VIII – XIX века. Герои - эмир, который имеет неограниченную власть над своими подданными, визирь, его правая рука, который собирает налоги с населения, в том числе и налог "на просто так". Визирь руководит судом, даже умеет читать мысли своего повелителя, пока тот спит. Помощник эмира разыскивает главного врага – героя тысяч юмористических историй, возмутителя спокойствия, остроумного и веселого Ходжу Насреддина. В плен к эмиру попадает Гюльджан, в которую влюблен Насреддин. Конечно, находчивый Насреддин отправляется на помощь девушке и попадает во дворец повелителя Бухары. Мюзикл от днипровского театра сопровождался восточными танцами и ариями, а шутки высмеивали нынешний политикум, их адаптировали под современность.

Эстафету перенял Черкасский академический областной украинский музыкально-драматический театр им. Т. Г. Шевченко, который представил спектакль "Осторожно-женщины!". Парижский художник Серж в силу своего женолюбства старается быть "верным" трем женщинам одновременно. Для него очень важно, чтобы его "нимфы" - наивная студентка Сорбонны Лулу, брутальная барменша Жаклин и утонченная аристократка Марисабель, - не узнали о существовании друг друга. Но нет ничего тайного, чтобы не стало явным: однажды все его дамы встретились и решили устроить "суд чести" над своим неверным возлюбленным. Экспрессия, острая характерность персонажей квартета позволили зрителю с юмором взглянуть на очень серьезные вещи. Режиссером и переводчиком спектакля стала львовянка Людмила Колосович. Кстати, именно этот материал сейчас очень популярен на подмостках как столичных, так и периферийных театров.

Спектакль-комедию в одном действии "Ребенок бы все изменил" по произведению Мариен Голомес, в инсценировке Алины Гродовской, представил Нежинский академический украинский драматический театр им. Коцюбинского. Комедия в достаточно эксцентричной форме освещает страхи мужчины и женщины, из-за которых возникают проблемы "на ровном месте". Маленькая неправда порождает большую ложь - в этом может удостовериться жена, которая скрыла от мужа мелкое событие. Семейную пару все глубже затягивает в сети лжи и недоверия. Режиссер-постановщик комедии - Алла Соколенко, художник-постановщик - Игорь Белецкий.

Трагикомедией "Тевье-молочник" удивляли кропивницкого зрителя актеры Николаевского академического художественного русского драматического театра. История Тевье-молочника ставилась этим театром дважды: в 1940 году и в 1989. Автор Григорий Горин написал пьесу по произведениям Шолом-Алейхема, ее взяли в третий раз в работу художники из Николаева и открыли ею свой 85-й театральный сезон. "Свежую" премьерную работу представил на суд зрителей режиссер-постановщик, который также сделал музыкальное сопровождение трагикомедии - Сергей Чверкалюк.

Спектакль– это вечная история о человеческих ценностях, о семье и любви, вере и друзьях. В центре внимания - молочник Тевье, который больше всего желает счастья своим дочерям, но те одна за другой покидают родной дом не с теми мужчинами, которых бы хотелось отцу семейства. А одна из дочерей вообще наносит молочнику сокрушительный удар, ибо из-за любви отрекается от иудаизма и становится православной.

В финале молочник остается почти без ничего: жена умерла, а власть выгоняет евреев за черту оседлости, что заставило ежедневно работающего молочника продать за бесценок свое имущество и дом.

Мощной актерской работой поразила заслуженная артистка Украины Елена Кошевая, которая воплотила образ жены Тевье, Голды. Ей действительно удалось передать тот неповторимый еврейский колорит материала Шолом-Алейхема со специфической еврейской иронией и юмором, добавив привкус подлинного трагизма.

Продолжились "Сентябрьские самоцветы" легендарной бурлескно-травестийной поэмой в двух действиях по Котляревскому - "Энеидой". Эпическое путешествие славного козака Энея в поисках новой родины с песнями, танцами, битвами и любовными приключениями из Трои до самого Рима воплотил на сцене театра корифеев Донецкий академический областной драматический театр (г. Мариуполь).

Плавание Энея было опасным и продолжительным, но настоящий козак – хоть он трижды троянец – в воде не утонет и из ада живым выйдет, ни женские чары, ни вражеские сабли его не возьмут. Были бы рядом верные побратимы, хороший запас водки, закуски и табака. А крепкая хватка, здоровый желудок и природная смекалка всегда при нем. Да и с античными богами можно договориться, боги, они ведь тоже люди – романы крутят, сивуху пьют, козни друг другу строят, на золото и красоту земную лакомы... Сценическая версия, постановка и сценография спектакля - Анатолия Левченко.

В рамках "Сентябрьских самоцветов" также удивляли зрителей приглашенные кукольные театры. Свои постановки они представили на сцене областного академического театра кукол.

А в субботу, 22 сентября, на "Хуторе Надежда" состоялась кульминация праздника, в которой принял участие заместитель Министра культуры Украины Юрий Рыбачук, народные депутаты, руководство области и Кропивницкого, общественная активистка, актриса Римма Зюбина, ценители искусства театра.

"Хутор Надежда" - это государственный заповедник-музей, в котором жил и творил выдающийся драматург, театральный деятель Иван Карпенко-Карый (Тобилевич). Именно здесь проводили время основатели украинского профессионального театра Марко Кропивницкий, Михаил Старицкий, Николай и Мария Садовские (Тобилевичи), Панас Саксаганский (Тобилевич), Мария Заньковецкая и другие. Здесь Карпенко-Карым была написана одна из самых популярных украинских пьес "Сто тысяч".


На открытой сцене актеры театра им. Кропивницкого презентовали зрителям литературно-музыкальную композицию "Творец песни", где воссоздали портрет гениального украинского композитора Николая Лысенко.

Главный режиссер театра Евгений Курман по традиции приветствовал и награждал театральные коллективы области, в том числе и юных актеров.

Кроме того, на территории заповедника-музея работали девять художественных локаций. Гости "Сентябрьских самоцветов" имели возможность посетить выставку работ мастеров декоративно-прикладного искусства, выступления районных и областных творческих коллективов и гостей Кропивнитчины.

Финалом "Сентябрьских самоцветов" стал спектакль Винницкого областного академического украинского музыкально-драматического театра им. Садовского "Ассо и Пиаф" (режиссер-постановщик - Таисия Славинская).

Сценография Анатолия Пеньковского сразу погружала зрителей в атмосферу жизни одной из величайших легенд искусства ХХ века - Эдит Пиаф, и состояла из фото певицы, сделанных с ее детства до смерти.

Актеры открыли страницу жизни великой певицы, а именно: ее отношения с Реймоном Ассо, который определил жизненный путь певицы. Именно Ассо принадлежит заслуга появления на свет "Великой Эдит Пиаф". Он научил Эдит не только тому, что непосредственно касалось ее профессии, но и всему необходимому в жизни: правилам этикета, умению выбирать одежду и многому другому.

Реймон Ассо создал "стиль Пиаф", исходя из индивидуальности Эдит. Он написал песни, которые подходили только ей: "Париж — Средиземноморье", "Она жила на улице Пигаль", "Мой легионер", "Вымпел для легиона" прозвучали на сцене театра Кропивницкого. Неповторимый голос Эдит звучал на протяжении всего спектакля.

Ассо добился того, чтобы Эдит выступила в "АВС" - самом знаменитом мюзик-холле Парижа, что стало посвящением "маленького воробушка" в профессию. Процесс рождения великой Пиаф, сопровождавшийся смехом, слезами, криками и даже воспитанием с ремнем, а также любовью этой феноменальной пары, и предложили поклонникам театра в степном крае.

Залы во время 48-го Всеукраинского фестиваля "Сентябрьские самоцветы" были аншлаговыми, а зрители - благодарными. Они долго аплодировали актерам после каждого спектакля.

Фото: пресс-службы театров, городского совета Кропивницкого, Елены Саврановой.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Кропивницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme