Прогресс в Кропивницком: Чего ожидать от проекта дегазации свалки

Уже скоро Кропивницкий станет одним из шести городов Украины, где перерабатывают свалочный газ в электроэнергию

Прогресс в Кропивницком: Чего ожидать от…

Depo.Кропивницкий узнал, какие еще преимущества получит город от воплощения масштабного проекта по дегазации городской свалки.

Нужно, как воздух

Работы по подготовке к проекту дегазации начались еще три года назад, а сейчас продолжается процесс обустройства этой системы, рассказала заместитель директора ООО "Экостайл" Татьяна Мартотвицкая во время пресс-конференции.

Внедрение такого проекта действительно необходимо. Потому что объемы мусора для областного центра – огромные. На полигон, который действует с 1953 года, вывозится около 100 тысяч тоннн мусора в год, на сегодня уже накопилось более 4 500 тыс. тонн отходов. В результате анаэробного разложения органических веществ образуется биогаз, включающий в себя от 30% - 50% метана.

Метан опасен тем, что наносит вред окружающей среде в 25 раз больше, чем СО2, диоксид углерода. Другими словами, это соединение - выбросы автомобилей.

Выбросы метана в воздух разрушают озоновый слой. Метан настолько вреден, что, даже закрыв свалку, для выведения этого газа и полного очищения участка необходимы еще семь лет. "А если метан накапливается в "теле" свалки, то несет еще и техногенную опасность. Свалочный газ является источником пожаров, в результате которых сгорают хлорсодержащие пластмассы и возникают высокотоксичные соединения. Угарный газ, выделяемый в воздух в результате пожаров, является еще более опасным для людей, животных и растений", - рассказала Татьяна Мартовицкая.

Дегазацию проводят, чтобы не допустить выброса метана в атмосферу и пожаров на свалке. Таким образом удастся избежать потенциального риска сдвига почвы, как это произошло на свалке на Львовщине. В целом, требования проводить дегазацию есть в украинском законодательстве. Поэтому с 2015 года предприятие начало работу с Институтом газа, который помог разработать первые пять скважин, перерабатывающие вредный газ. С помощью этого маленького проекта изучили технологию, как хранить метан на свалке, чтобы это было безопасно, и как надо делать уплотнения свалки, чтобы не допустить пожаров. За это время работники и жители районов Завадовка и Кущевка увидели, что "малая" дегазация действительно работает.

Затем кропивничане начали искать компанию, которая полноценно воплотит проект большего масштаба. Сюда планировали привлечь компанию, которая имеет опыт работы в Украине более пяти лет. В процессе поисков провели ряд переговоров, обращали внимание еще и на деловую репутацию, использование оборудования нового типа. Таким образом для этих работ выбрали ООО "ЛНК", имеющий наибольший опыт работы по дегазации свалок в Украине. В их досье есть шесть успешно реализованных проектов в различных областях Украины.

В итоге нашли поддержку в НКРЭ и городском совете. Предприятию выделили участок для всех коммуникаций для полной переработки и сбора метана. Кроме этого, предприятие инвестирует 1,5 млн евро. Работы по подготовке начали еще в сентябре.

Дегазация принесет возможность улучшить экологическую ситуацию – это очистка воздуха от 4,5 млн кубометров свалочного газа. "В эквиваленте мы сокращаем выбросы диоксида углерода на 21 тысячу тонн в год. Это можно сравнить с выбросами 50 тыс. авто на год", - говорит Мартовицкая и добавляет, что будет проводиться генерация - это переработка метана в электроэнергию. Вместе с тем сэкономят 2 млн кубометров природного газа. Не говоря уже об обеспечении безопасности от пожаров.

"Уже пробурили и обустроили 32 скважины, прокопали траншеи и уложили два км шлейфовых газопроводных труб. Завезли еще два км труб. В планах - закончить бурение еще 16 скважин. Полностью спланирован участок, который имеет сложный вертикальный рельеф. Сейчас копаются траншеи, укладываются трубы, обустраиваются дороги к участку.
Монтажные и пусконаладочные работы генераторной установки должны после доставки оборудования занять не больше 20 дней. В планах завершить эти работы до конца первого квартала 2019 года", - рассказала Татьяна Мартовицкая.

Что касается выработки электроэнергии с "мусорного" газа, то предприятие ЛНК сдало все необходимые документы, чтобы подключиться к сети Кропивницкого, и сейчас ждет технических условий. Потом эту электроэнергию будут продавать по "зеленому" тарифу.

В свое время технический директор компании ЛНК Владимир Баннов рассказал, что предварительно мощность электростанции, которая будет перерабатывать биогаз из полигона в электроэнергию, установлена на уровне 600 кВт. За год это позволит выработать до 4,8 миллионов кВт/час. электроэнергии, которая пойдет в энергетическую сеть города. Всего в Украине около 6,5 тысяч свалок, и из них только шесть перерабатывают свалочный газ в электроэнергию.

Оборудование компания заказывает из-за границы, и в Кропивницкий его доставят уже в первых числах января.

Без мусороперерабатывающего завода пока можем обойтись

Относительно мусороперерабатывающего завода планов пока нет. Недавно городской голова Андрей Райкович сказал, что строительство мусороперерабатывающего завода не стоит начинать именно в Кропивницком. Татьяна Мартовицкая расшифровала этот месседж так: существующие объемы мусора в областном центре не могут заполнить все мощности мусороперерабатывающего завода. Если он не будет работать на полную, то придется или делать дотацию из городского бюджета, или это ляжет на плечи жильцов в тариф. Особенно, если завод будет под Кропивницким – из-за расстояния на перевозку вырастет и тариф.

По словам Мартовицкой, завод "Энергия" в Киеве очень долго был нерентабельным и получал дотации из городского бюджета. Там производили тепловую энергию, которой едва хватало для отопления ближайших домов. И долгое время не могли выйти хотя бы "в ноль".

Но даже со всеми современными технологиями превратить мусор в воздух все равно невозможно. У завода тоже будут остатки производства. В процессе работы гипотетического перерабатывающего завода свалка все равно будет нужна, потому что есть отходы, которые завод не принимает. Это строительный мусор. Он идет на обустройство дорог, чтобы машины могли проехать на само "тело" полигона.

В целом постепенно планируют уменьшить захоронения отходов на городской свалке. И это удается. В 2015 году считали, что "старая" свалка сможет просуществовать лишь три года. И тогда придется выделять землю, чтобы строить новый полигон по современным стандартам, но разработали технологию захоронения и привлекли технику по уплотнению отходов.

И этим достигли увеличения санитарной зоны со стороны Кущевки и Завадовки, поэтому сейчас на свалке даже не нужна дополнительная земля, "вверх" благодаря сортировке отходов она тоже не растет. "Когда вводим сортировку, то уменьшаем нагрузку именно на свалку", - рассказывает Татьяна Мартовицкая.

Но в городе пока только учатся сортировать твердые бытовые отходы - в этом году в Кропивницкому поставили контейнеры для раздельного сбора мусора. Но первые три месяца мусорщики вынимали оттуда все, хоть есть наклейки об отходах, которые нужны туда бросать.

За 2018 год собрали 600 кг вторсырья, но 30 процентов - это другой мусор. В трех школах Кропивницкого тоже воплощают проект, во время которого детей учат сортировать мусор, а школьники уже то же самое повторяют дома.

Предприятие планирует находить инвесторов и для реализации других проектов. И через несколько лет можно будет говорить о свалке, которая не несет угрозу. Первые результаты этой работы увидим еще до апреля 2019 года.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Кропивницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme